19-050313-auto

Как правильно воспринимать критику?

Нет человека, который бы не сталкивался с критикой в свой адрес. Она выводит нас из равновесия, обижает, вызывает чувство злости, гнева, протеста, ведет к конфликтам. Можно ли избежать такого сценария?

 

Чтобы адекватно реагировать на критические замечания, надо иметь в виду следующее:

• Ни один человек не может нравиться всем, радовать всех. Всегда найдутся недовольные. Поэтому критика неизбежна. Если мы чего-то не делаем, нас обвиняют в бездействии. Если делаем, говорят: не так. Всем никогда не угодишь.

• Страх перед критикой возникает из-за отсутствия уверенности в себе, низкой самооценки, неуравновешенности. Если человек впадает в ярость, значит, скорей всего, он неправ. Если вы уверены в себе, чего нервничать?

• Часто критикуют для того, чтобы, преуменьшив ваши заслуги, возвысить себя. Такая критика не имеет к вам никакого отношения. Вы тут просто средство решения чьих-то проблем.

• Критическое отношение лучше равнодушного. Если критикуют, значит, замечают, не пренебрегают, верят в то, что Вы можете быть лучше.

Что не стоит делать, когда вас критикуют?

• Молниеносно отвечать на нападки в вашу сторону.
• Сразу оправдываться. Оправдывающийся всегда выглядит виноватым, а ваши аргументы собеседник не воспринимает.
• Нападать. «На себя посмотри», «От такого слышу», «А помнишь, как ты…» Контратака только приведет к конфликту. Такая тактика возможна только в случае, если ваша цель – поссориться.
Ничего не говорить. Молчание раздражает собеседника, и чем оно длительнее, тем партнер больше заводится, и вернуться к спокойному конструктивному диалогу становится все сложнее.

Как реагировать конструктивно?

91197614_kakborotsyaskritikoyidobivatsyasvoego• Научиться выдержке. Вдохните, выдохните, справьтесь с эмоциями, только потом реагируйте.

• Представьте, что это происходит не с вами. Смотрите на ситуацию со стороны. Лицо начальника искажено гневом – это даже смешно. Выражайте чувства на листе бумаги. Потом порвите и выбросите.

• Чтобы отвлечь критика от эмоций, вернуть его в русло логических размышлений, попросите уточнений: «Объясните подробнее», «Назовите факты», «Что вы имеете в виду?»

• Если критика явно не обоснована, защищайтесь. Можно использовать метод доведения до абсурда. «Вас не устраивают результаты моей работы, вам не нравится, как я общаюсь с клиентами, как одеваюсь, что пью кофе, а не зеленый чай? Что я еще упустила?» Имейте в виду, что такая реакция, может вызвать удивление, недоумение, возможно, раздражение. Но обидчик поймет, что перегнул палку.

• Попросите совета. Тут возможен вариант и уважительного отношения к критикующему, если претензии справедливы, и легкого подтрунивания или издевки, если критика несправедлива или некомпетентна.

• Поблагодарите критикующего. Возможно, у человека проблемы, неудачный день, а вы не пойдете на поводу его негатива. Наоборот, ваша позитивная реакция заставит его посмотреть на мир по-иному.

• Если критика объективна, отнеситесь к ней с достоинством. Отделите эмоции от сути претензии, проанализируйте информацию спокойно, найдите рациональное зерно, извлеките пользу.

• Используйте метод частичного признания правоты собеседника: «Да, я опоздал сегодня, но ведь это впервые». Это как раз тот случай, когда и волки сыты (критикующий все-таки прав), и овцы целы (и вы себя защитили).

• Можно попытаться обратить свой недостаток в достоинство. На фразу «вы слишком много болтаете» можно ответить: «Да, я коммуникабельна, и это помогает мне в работе».

критика
И помните: мудрый учится у тех, кто его критикует. «Мнение наших врагов ближе к истине о нас, чем наше собственное мнение о себе» (Ларошфуко). Всегда оставайтесь спокойными, уверенными в себе и позитивными! И тогда никакая критика не испортит вам настроение.